ИСПРАВЛЕННАЯ И ДОРАБОТАННАЯ
СХЕМА ТУРБИРОВАНИЯ ВГ-93
https://zxpress.ru/article.php?id=4527
https://zxpress.ru/article.php?id=4543
Долго я не имел связи с миром
посредством ZX. Намедни пронесся
слух, что Александр Мудрецов
имел счастье выдать мое старое
письмецо со схемкой турбирования
ВГ-шки в редакцию электронного
журнала "SPECTROFON". И редакция
этого журнала имела неосторож-
ность ту схему опубликовать. А
схема та имела недостаток и при-
чем весьма серьезный. Давненько
я хотел поведать миру о том не-
достатке, и о том, как с ним
разделаться, да не было возмож-
ности...
Посему читайте (кому интерес-
но) нижеследующее мое письмо,
которое дальше локальной арии
никуда не уходило... Остается
надеяться, что ZX-ария на нашей
BBS-ке оживет и это письмо все
же покинет пределы станции.
Да, недостаток заключался в
том, что при попытке записи
(переименования, стирания, т.е.
любой операции, связанной с за-
писью) на "нетурбированной"
ВГ-хе диск, который был записан
на "турбированной" ВГ-хе момен-
тально умирал! Теперь все это (у
меня) в прошлом. Необходимо до-
бавить к той, старой схеме еще
одну ТМ2 и проблема пропадет.
Да, не забудьте, ежели у Вас
уже была сделана схемка на одной
КП11, перед записью на пользо-
ванные в этом режиме диски пред-
варительно их "отресторить",
иначе - беда!
Т.е. "новое" турбирование, также
как и нетурбированная ВГ-ха уби-
вают "старое" турбирование ПРИ
ЗАПИСИ.
Таким образом, я полсуток
потратил на реставрацию всех
своих дисков, но зато теперь
проблем не знаю, и могу безбояз-
ненно выдавать форматированные
мною диски "нетурбированным" лю-
дям.
Итак, читайте письмо, смотри-
те схемку.
17-Jan-95 06:44 Vladimir Larkov
написал письмо Sergey Sewastja-
nov:
... Вообще ВГэйка турбо, но тур-
бо режим почти всегда отключен
из-за своей приверженности при
переходе на нормальную скорость
вмиг загаживать диск, причем как
всегда страдает каталог.
... Во. С этого и следовало на-
чинать. Такая приверженность
присуща ВГшке турбированной на
одной КП11(16). У тебя наверняка
сие. Все не просто, а очень
просто - ищи TM2. У меня, после
того, как поставил сию ТМку те-
невик стал паинькой и все диски
живы. Смотри схему:
ДОРАБОТАННАЯ СХЕМА 24(ВГ)
ТУРБИРОВАНИЯ ВГ-93 ────────┐
│
12(D56)-2мГц 11(D56)-1мГц│
────────────┐ ┌───────── │ │
│ │ КП 11 │
12(D69) TM2 │ │3┌──┬──┐4 │
STEP 4┌─┬───┐ │ └─┤1 │MX├──┘
─────оS│ TT│5 │ ┤2 │ │
GND 2├─┤ ├── │ ┤3 │ ├─
─────┤D│ │ │ ┤4 │ │
30(ВГ)3│ │ │ │ 2├──┤ ├─
─────┤C│ │6 └───┤1 │ │
33(ВГ)1├─┤ ├─┐ ┤2 │ ├─ ┤ │ │
───┬─oR│ │ │ ┤3 │ │
│ └─┴───┘ │ ┤4 │ │
10kOm▒ │ 1├──┤ │
▒ └──────┤А │ │
+5V│ GND 15│ │ │
│ ────────oCS│ │
└──┴──┘
Примечание: номера микросхем для
компьютера "Scorpion".
Последовательность манипуля-
ций для тех, кто делает
турбо-режим впервые и сразу по
вышеприведенной схеме:
1. Перерезать проводник, идущий
на 24 ногу ВГ-хи. 24 ногу ВГ-хи
соединить с 4-ой ногой КП11.
2. Проследив порезанный провод-
ник, напоремся на ногу некоей
микрухи (1 мГц). Вот ее-то и со-
единяем с 3-ей ногой нашей КП11
(для Скорпиона - 11 нога D56).
3. На соседней с только что вы-
численной ноге микросхемы нахо-
дятся 2 мГц. Вычисляем на какой
именно по схеме или замеряем ос-
цилом (для Скорпиона - 12 нога
D56). Соединяем ее со второй но-
гой нашей КП11.
4. 15-ую ногу нашей КП11 сажаем
на землю, 8-ая и 16-ая - как
обычно, питание.
5. 1-ую ногу нашей КП11 соединя-
ем с 6-ой ногой нашей ТМ2.
6. 2-ую ногу нашей ТМ2 кидаем на
землю, 7-ая и 14-ая - питание.
7. 1-ую ногу нашей ТМ2 соединяем
с 33 ногой ВГ-хи и ее же подпи-
раем через резистор 10 кОм на
+5V. Посмотрите по вашей плате,
возможно, что у вас уже установ-
лен этот резистор (на Скорпионе
его не было).
"S": Большое спасибо автору за
хитроумную доработку схемы тур-
бирования и нашему корреспонден-
ту Михаилу Марковскому за опера-
тивную подачу информации.