Золото отечественного ретродева: RetroSouls
Добавлено: 29 янв 2025, 14:27
Золото отечественного ретродева: RetroSouls
shiru8bit

Мода на ретро постоянно возвращается. Чем дальше человечество продвигается в своё туманное будущее, тем больше растёт увлечённость некоторой его части наследием минувших лет, того «раньше», которое было лучше.
Речь идёт не об историках, а о самых обычных людях, испытывающих тёплые чувства к чему-то из прошлого. Многообразие взгляда, обращённого назад, велико, но чаще всего это массовая культура и различные её порождения: фильмы, музыка, мода, машины. Не обойдены этим вниманием и информационные технологии.
Например, сейчас в моде «ретрогейминг» — довольно удивительное явление, когда люди играют в компьютерные игры прошлого, при наличии практически бесконечного количества новейших, более совершенных разработок. Но есть и ещё более удивительное явление: «ретродев», или «ретрогеймдев» — разработка новых игр для старых платформ.
Занимаются этим во всём мире, и в наших краях тоже, причём порой весьма успешно. Настолько успешно, что мужики-то не знают. Будучи частью этого движения, кому, как не мне, рассказывать об этом — в частности, о ретро-играх и людях, создававших их в различные исторические периоды. Это будут люди, с творчеством которых я давно знаком и которое меня впечатляет и вдохновляет. Начинаем!
▍ Инди и ретро
Инди-геймдев, или независимая разработка игр — исторический оплот начинающих разработчиков, возникший вместе с рождением индустрии и значительно укрепивший свои позиции в двухтысячных годах. Когда-то их называли «bedroom coders», теперь они инди. Так или иначе, речь идёт об энтузиастах, пытающихся в одиночку или очень маленькой командой без ресурсов, финансов и опыта создать и продать свою первую успешную игру.
Часто инди — это именно про попытку самостоятельно выйти со своими игровыми проектами на современные платформы, и в конечном счёте стать частью больншой индустрии, превратив разработку игр в зарабатывание денег. В определённом смысле цель многих инди-разработчиков — примкнуть ко злу, с которым они были призваны бороться.

Несмотря на коммерциализацию, современное инди рождает шедевры, такие как игра Outer Wilds 2019 года
С появлением возможностей непосредственной монетизации современное инди само по себе потихоньку превращается в малый бизнес. Лишь немногие придерживаются идеологии независимости ради самого творчества, чтобы осуществить то, что по разным причинам (риски, творческие разногласия, законы и традиции) просто не было бы осуществимым в рамках профессиональной разработки.
Одним из ответвлений инди является «ретродев», то есть разработка игр для давно устаревших компьютеров и игровых консолей. По понятным причинам здесь не идёт речь о профессиональной реализации. Это редко про деньги и чаще про воплощение детской мечты, когда хотелось создавать игры для актуальной тогда платформы, такие, в какие играешь сам, но не было такой возможности.

Один из представителей инди-игр, успешно двинувшийся в сторону радикального ретро: VVVVVV 2010 года
В определённом смысле это даже более настоящий инди-геймдев, чем его современная мейнстримовая часть. Талантливые ребята годами тихо творят что хотят и как могут по зову сердца, а не ради наживы, оттачивают мастерство до невообразимых в прежние времена высот, завоёвывают любовь игроков, но остаются безвестными и практически не получают отдачи. Конечно, и в ретро-деве хватает слабых технически и содержательно проектов, но есть и немало совершенно замечательных — настоящее скрытое, мало кому известное золото.
Хотя ретро-разработчики в изобилии есть и в сытых Штатах, и в загадочной Японии, и в других самых разных странах, исторически сложилось так, что ретродев оказался очень силён в наших краях, равно как и в прочих экономических проблемных регионах.

Отсутствие современных ПК не могло остановить энтузиастов: Чёрный Ворон, UFO, Mortal Kombat на ZX Spectrum
Здесь в сложных 1990-х у многих людей просто не было иной альтернативы, кроме как использовать устаревшие к тому времени технологии, такие как ZX Spectrum, БК и Денди. Трудное детство, восьмибитные игрушки, Стокгольмский синдром. И хотя технический прогресс, хоть и с опозданием, настиг-таки и нас, жизнь комьюнити энтузиастов на ретро-платформах продолжалась на протяжении 2000-х годов, и заиграла новыми красками с возвращением моды на ретро в играх.
Уже много лет в публичном пространстве продолжается дискурс про самостоятельную отечественную игровую индустрию, а в последнее время про импортозамещение и даже российскую игровую консоль. А пока серьёзные люди решают вопросы великой важности и бюджетности, от которых всем нам станет ещё лучше, простые ребята на простой коленке уже очень давно делают замечательные вещи, просто потому что хотят и могут.
▍ РетроДуши
Первым современным отечественным инди-разработчиком ретро-игр, о котором я хочу рассказать сегодня, будет команда RetroSouls.

У RetroSouls нет устоявшегося логотипа. Возможны флюктуации
На самом деле, команда — это громко сказано. Традиционно для инди, её главной движущей силой и единственным постоянным участником остаётся один человек — Денис Грачёв (через Ё), изначально из Бийска, ныне из Новосибирска. Наиболее известен он именно под своим реальным именем, а не ником и названием команды.
Помогают Денису разные люди, присоединяющиеся к разработке отдельных проектов. Уже продолжительное время с Денисом регулярно сотрудничает широко известный в не самых узких кругах музыкант Олег Никитин (n1k-o), озвучивший совершенно безумное количество игр для ZX Spectrum и не только. Иногда это другие талантливые музыканты и художники — MmcM, Kulor, diver4d, и другие неустановленные лица.

Это не Денис
Мне чужд инфоцыганский формат статей, поэтому фотографий успешных людей в модных белых худи и подробностей падения их сосисок на пол здесь не будет. Но это инди, а потому некоторый бэкграунд автора представляет интерес, чтобы понять, как человек пришёл к своему увлечению, и что его мотивирует в творчестве.
Детали биографии Дениса мне неизвестны, и вряд ли будут кому-то полезны — перечислю только извлечённые из различных интервью главные вехи его пути, начинавшегося, возможно, очень похоже на путь многих читателей. По крайней мере, на мой собственный путь это точно похоже.
На момент написания статьи Денис недавно преодолел пресловутые самые сложные первые годы детства и вступил в следующие. Игры он делает по вечерам, в свободное от основной работы время.

Типичный полусамодельный ZX Spectrum из начала 1990-х (мой личный)
Своё знакомство с играми он начал на самодельном, хотя и сделанном не собственными руками, клоне ZX Spectrum, по некоторым причинам подключённом к катушечному, а не кассетному магнитофону. Это были игры на бобинах: Video Pool, Exolon, Saboteur, Batty и другие игры. Потом была Денди.
Первые известные ныне публике собственные игры Денис написал на ZX Spectrum строго согласно традиции bedroom кодинга, в свои 14-17 лет. Как и у многих энтузиастов, далее последовало некоторое охлаждение к увлечениям юности, однако и в 2000-х годах он не расслаблялся, и тайно, под ником gamemaster, создавал небольшие игры для Windows.
shiru8bit

Мода на ретро постоянно возвращается. Чем дальше человечество продвигается в своё туманное будущее, тем больше растёт увлечённость некоторой его части наследием минувших лет, того «раньше», которое было лучше.
Речь идёт не об историках, а о самых обычных людях, испытывающих тёплые чувства к чему-то из прошлого. Многообразие взгляда, обращённого назад, велико, но чаще всего это массовая культура и различные её порождения: фильмы, музыка, мода, машины. Не обойдены этим вниманием и информационные технологии.
Например, сейчас в моде «ретрогейминг» — довольно удивительное явление, когда люди играют в компьютерные игры прошлого, при наличии практически бесконечного количества новейших, более совершенных разработок. Но есть и ещё более удивительное явление: «ретродев», или «ретрогеймдев» — разработка новых игр для старых платформ.
Занимаются этим во всём мире, и в наших краях тоже, причём порой весьма успешно. Настолько успешно, что мужики-то не знают. Будучи частью этого движения, кому, как не мне, рассказывать об этом — в частности, о ретро-играх и людях, создававших их в различные исторические периоды. Это будут люди, с творчеством которых я давно знаком и которое меня впечатляет и вдохновляет. Начинаем!
▍ Инди и ретро
Инди-геймдев, или независимая разработка игр — исторический оплот начинающих разработчиков, возникший вместе с рождением индустрии и значительно укрепивший свои позиции в двухтысячных годах. Когда-то их называли «bedroom coders», теперь они инди. Так или иначе, речь идёт об энтузиастах, пытающихся в одиночку или очень маленькой командой без ресурсов, финансов и опыта создать и продать свою первую успешную игру.
Часто инди — это именно про попытку самостоятельно выйти со своими игровыми проектами на современные платформы, и в конечном счёте стать частью больншой индустрии, превратив разработку игр в зарабатывание денег. В определённом смысле цель многих инди-разработчиков — примкнуть ко злу, с которым они были призваны бороться.

Несмотря на коммерциализацию, современное инди рождает шедевры, такие как игра Outer Wilds 2019 года
С появлением возможностей непосредственной монетизации современное инди само по себе потихоньку превращается в малый бизнес. Лишь немногие придерживаются идеологии независимости ради самого творчества, чтобы осуществить то, что по разным причинам (риски, творческие разногласия, законы и традиции) просто не было бы осуществимым в рамках профессиональной разработки.
Одним из ответвлений инди является «ретродев», то есть разработка игр для давно устаревших компьютеров и игровых консолей. По понятным причинам здесь не идёт речь о профессиональной реализации. Это редко про деньги и чаще про воплощение детской мечты, когда хотелось создавать игры для актуальной тогда платформы, такие, в какие играешь сам, но не было такой возможности.

Один из представителей инди-игр, успешно двинувшийся в сторону радикального ретро: VVVVVV 2010 года
В определённом смысле это даже более настоящий инди-геймдев, чем его современная мейнстримовая часть. Талантливые ребята годами тихо творят что хотят и как могут по зову сердца, а не ради наживы, оттачивают мастерство до невообразимых в прежние времена высот, завоёвывают любовь игроков, но остаются безвестными и практически не получают отдачи. Конечно, и в ретро-деве хватает слабых технически и содержательно проектов, но есть и немало совершенно замечательных — настоящее скрытое, мало кому известное золото.
Хотя ретро-разработчики в изобилии есть и в сытых Штатах, и в загадочной Японии, и в других самых разных странах, исторически сложилось так, что ретродев оказался очень силён в наших краях, равно как и в прочих экономических проблемных регионах.

Отсутствие современных ПК не могло остановить энтузиастов: Чёрный Ворон, UFO, Mortal Kombat на ZX Spectrum
Здесь в сложных 1990-х у многих людей просто не было иной альтернативы, кроме как использовать устаревшие к тому времени технологии, такие как ZX Spectrum, БК и Денди. Трудное детство, восьмибитные игрушки, Стокгольмский синдром. И хотя технический прогресс, хоть и с опозданием, настиг-таки и нас, жизнь комьюнити энтузиастов на ретро-платформах продолжалась на протяжении 2000-х годов, и заиграла новыми красками с возвращением моды на ретро в играх.
Уже много лет в публичном пространстве продолжается дискурс про самостоятельную отечественную игровую индустрию, а в последнее время про импортозамещение и даже российскую игровую консоль. А пока серьёзные люди решают вопросы великой важности и бюджетности, от которых всем нам станет ещё лучше, простые ребята на простой коленке уже очень давно делают замечательные вещи, просто потому что хотят и могут.
▍ РетроДуши
Первым современным отечественным инди-разработчиком ретро-игр, о котором я хочу рассказать сегодня, будет команда RetroSouls.

У RetroSouls нет устоявшегося логотипа. Возможны флюктуации
На самом деле, команда — это громко сказано. Традиционно для инди, её главной движущей силой и единственным постоянным участником остаётся один человек — Денис Грачёв (через Ё), изначально из Бийска, ныне из Новосибирска. Наиболее известен он именно под своим реальным именем, а не ником и названием команды.
Помогают Денису разные люди, присоединяющиеся к разработке отдельных проектов. Уже продолжительное время с Денисом регулярно сотрудничает широко известный в не самых узких кругах музыкант Олег Никитин (n1k-o), озвучивший совершенно безумное количество игр для ZX Spectrum и не только. Иногда это другие талантливые музыканты и художники — MmcM, Kulor, diver4d, и другие неустановленные лица.

Это не Денис
Мне чужд инфоцыганский формат статей, поэтому фотографий успешных людей в модных белых худи и подробностей падения их сосисок на пол здесь не будет. Но это инди, а потому некоторый бэкграунд автора представляет интерес, чтобы понять, как человек пришёл к своему увлечению, и что его мотивирует в творчестве.
Детали биографии Дениса мне неизвестны, и вряд ли будут кому-то полезны — перечислю только извлечённые из различных интервью главные вехи его пути, начинавшегося, возможно, очень похоже на путь многих читателей. По крайней мере, на мой собственный путь это точно похоже.
На момент написания статьи Денис недавно преодолел пресловутые самые сложные первые годы детства и вступил в следующие. Игры он делает по вечерам, в свободное от основной работы время.

Типичный полусамодельный ZX Spectrum из начала 1990-х (мой личный)
Своё знакомство с играми он начал на самодельном, хотя и сделанном не собственными руками, клоне ZX Spectrum, по некоторым причинам подключённом к катушечному, а не кассетному магнитофону. Это были игры на бобинах: Video Pool, Exolon, Saboteur, Batty и другие игры. Потом была Денди.
Первые известные ныне публике собственные игры Денис написал на ZX Spectrum строго согласно традиции bedroom кодинга, в свои 14-17 лет. Как и у многих энтузиастов, далее последовало некоторое охлаждение к увлечениям юности, однако и в 2000-х годах он не расслаблялся, и тайно, под ником gamemaster, создавал небольшие игры для Windows.